Перейти к содержимому


Обращайтесь в "Спортлото", или куда надо жаловаться, чтобы вас не послали


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 8

#1 Cleric

Cleric

    Форт-Юст Сибирь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 898 сообщений
  • ГородНовосибирск

Отправлено 18 декабря 2012 - 16:49

Итак, об этой теме.

Чтобы потом не обижались, что вас отправляют жаловаться в «Спортлото».

#2 Cleric

Cleric

    Форт-Юст Сибирь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 898 сообщений
  • ГородНовосибирск

Отправлено 18 декабря 2012 - 18:47

У потребителя, как и у любого гражданина нашей великой страны, есть, конечно, много прав, но основное одно – жаловаться. Наши граждане, как показывает практика, жаловаться не умеют, то есть, купив некачественный хлеб, жалуются на это в Департамент экономического развития (читать – в "Спортлото").

Еще один миф – по любому поводу надо бежать к прокурору. Итак, несколько совсем несложных правил из Кодекса правильного жалобщика:

1. Жалоба должна быть краткой и понятной не только Вам, но и адресату. Жалобу в стопицот страниц никто не дочитает до конца. Пишите логично и аргументировано, но строго по существу. Не надо начинать жалобу или заявление словами: "Дорогая передача, во субботу, чуть не плача......";

2. Жалоба должна быть эффективной, то есть в результате ее рассмотрения Вы должны получить ровно тот результат, ради которого эту жалобу собственно и писАли. Жалуясь в «Спортлото», Вы истратите время, бумагу, деньги на конверт, но не получите ничего.

3. Образцы жалоб есть в разделе «Правовой минимум». Если Вы сами написАть жалобу не можете, воспользуйтесь образцами, чтобы превратить Ваши беспочвенные мысли в безупречную прозу.

Итак, основные субъекты, которым жалуются потребители, следующие:

1. Полиция (можете им пожаловаться на прошлогоднюю колбасу)

2. Прокуратура (этим жалуются все кому не лень и на все, что угодно. Можете пожаловаться и вы. Хотя бы по факту затопления станции "Мир")

3. Роскомнадзор (по поводу дебошира - соседа лучше всего сюда)

4. Роспотребнадзор (вообще-то занимаются как раз колбасой, но Вы можете им пожаловаться по факту недопоставки снега синоптиками)

5. ФАС (По поводу затопления станции "Мир" можете пожаловаться и им. Про колбасу тоже)

6. Суд (про грязные лестничные марши - лучше всего сразу сюда. Пусть УК трепещет!)

7.Банк (продавец/исполнитель/производитель, организация, оказавшая потребителю услуги ненадлежащего качества) - постирали свежекупленный телефон? Жалуйтесь продавцу. Разбили новый автомобиль? Продавец виноват. Какая разница, сколько Вы выпили, на радостях, прежде чем сесть за руль.

Если Вам есть, чем заняться, кроме того, чтобы следовать советам в скобках, и вы намерены просто отстаивать свои гражданские права - читайте далее.

А далее рассматриваем подробно, как, кому, зачем и в каком случае жаловаться. Поехали.

#3 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 18 декабря 2012 - 22:09

Продолжаем вечер наш...

1. Обращение в полицию


В силу ст. 1 ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Закон устанавливает, что "полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств".

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) охрана имущества ;
8.) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц и др.

Согласно ст. 12 ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

Как устанавливает ст. 141 УПК РФ, заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Порядок проверки сообщения о преступлении таков:

Spoiler

Заявление в полицию составляется в произвольной форме на имя начальника полиции. В нем должны быть указаны дата, время, место, иные обстоятельства правонарушения.

Заявление с прилагаемыми материалами лучше всего передать в дежурную часть полиции, которая круглосуточно их принимает.

Заявление по закону рассматривается в течение трех суток со дня его поступления. Данный срок может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов руководитель следственного органа и прокурор могут продлить этот срок до 30 суток.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору (в суд) в порядке, предусмотренном ст. 124, 125 УПК РФ.

Итак, когда следует обращаться в полицию, и стоит ли игра свеч.

Небольшое теоретическое отступление. Состав преступлений исчерпывающим образом установлен в УК РФ, соответственно, угрозы убить и изнасиловать по телефону преступлениями не являются, как и назойливые звонки и визиты коллекторов с целью отдать какое-нибудь подметное письмо. Но любителей обращаться в "Спортлото" трудно убедить в том, что нет в данных действиях состава угрозы убийством или вымогательства. Поэтому изначально не рассчитывайте на то, что при таких обстоятельствах кто-то будет привлечен к уголовной ответственности. Сердитый участковый возьмет объяснения и откажет в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Тем не менее, зачастую обращение в полицию гонор взыскателей сводит на нет. Поэтому обращайтесь, если есть желание, только верно определите цель своего обращения и задачи для ее достижения. Я не говорю тут о случаях, когда действительно помощь полиции необходима - некто ломится в квартиру, причиняет ущерб имуществу и т.п.

#4 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 13 января 2013 - 03:29

2. Прокуратура


Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: "В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, а значит, и таких, как прокуратура.

Одной из основных целей прокуратуры в Законе о прокуратуре (ст. 1) определено обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и государства.

Анализ норм и положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры.

Прокурорский надзор состоит:
- в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;
- в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.

Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего, правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти.

Итак, ст. 10 ФЗ "О прокуратуре":

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к рассмотрению;
о прекращении проверки;
о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
о направлении в другие органы;
о приобщении к ранее поступившей жалобе (п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации).

Специальным законом о порядке рассмотрения обращений граждан РФ является Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В ст. 5 и других статьях указанного Закона закрепляются аналогичные правила в части прав гражданина при рассмотрении его обращения. Так, граждане имеют право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5), обжаловать принятое по обращению решение (п. 4 ст. 5). При этом Закон о порядке рассмотрения обращений граждан также запрещает направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч. 6 ст. 8.).

В соответствии со ст. 27 Закона о прокуратуре при рассмотрении обращений по предмету надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на прокуроров возлагаются определенные обязанности и прокуроры наделены достаточно большими полномочиями для защиты или восстановления нарушенных названных прав и свобод.

Так, прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон, и обязать возместить причиненный ущерб. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре. В частности, прокурор вправе:
- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

В идеале обратившийся в органы прокуратуры должен своевременно получить ответ на свое обращение, которое следует удовлетворить, или в его просьбах должно быть отказано. В случае удовлетворения обращения гражданина в ответе необходимо указать, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, то обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Ни в коем случае (федеральными законами это запрещается) его жалоба не должна быть направлена на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, в том числе и в нижестоящую прокуратуру.

При получении ответа из органа прокуратуры у гражданина не должно быть обязанности вновь и вновь обращаться по своей проблеме в одну и ту же прокуратуру, даже если его обращения будут рассматривать разные должностные лица этой прокуратуры.

Итак, как ПРАВИЛЬНО написать жалобу в прокуратуру?

Как правильно это сделать, чтобы моя жалоба не осталась без рассмотрения?

В соответствии с требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.12.2007 №200, письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Заявления, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших его рассмотрению, оно рассматривается как первичное.

Не подлежат разрешению заявления, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней заявителю направляется мотивированное сообщение.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы. Об этом также в 7-дневный срок сообщается заявителю, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено заявление, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании автора недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

В иных случаях обращения недееспособных граждан подлежат рассмотрению в установленном порядке.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

На практике обратившийся в орган прокуратуры гражданин нередко получает, что называется, отписку. Но это еще полбеды, так как после получения такого ответа, если он подписан не прокурором - руководителем данной прокуратуры, обратиться в вышестоящую прокуратуру у него права нет.

Даже если он отправит свое обращение в вышестоящую прокуратуру, то там его жалобу даже не будут читать, а сразу "спустят вниз", то есть направят в ту же прокуратуру, действия которой, по сути, и обжалует гражданин. Вышестоящая прокуратура примет жалобу гражданина только тогда, когда ответ на его обращение подпишет сам руководитель прокуратуры.

Такой подход обусловлен тем, что в соответствии с п. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 54 Закона о прокуратуре полномочиями по рассмотрению обращений по предмету надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наделены следующие лица:
- Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям;
- заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям;
- заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора;
- все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров;
- старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Только в районной, межрайонной и к ним приравненных (низовых) прокуратурах таких должностных лиц может быть несколько (3 и более). И в соответствии с законом ответ на обращение гражданина (в том числе в виде решения) каждого нижестоящего должностного лица (прокурора) в одной и той же прокуратуре по повторному обращению гражданина должен перепроверить вышестоящий прокурор этой же прокуратуры.

Нередко вышестоящий прокурор (не руководитель прокуратуры) сидит в одном кабинете с коллегой, готовившим первый ответ по обращению и которому давал советы о том, какое решение принять.

Кроме того, в любом случае "выходящие" из прокуратуры ответы по рассматриваемым обращениям так или иначе согласуются с прокурором-руководителем. К этому обязывает должностных лиц прокуратуры п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ.

Возникает вопрос: есть ли смысл обратиться повторно, если один раз в удовлетворении обращения было отказано? Несмотря на очевидность малоэффективности повторных обращений в одну и ту же прокуратуру по одному и тому же вопросу, для того чтобы у человека появилось право обратиться по своей проблеме в вышестоящую прокуратуру, он должен еще 2 - 3 и более раз обратиться по этой проблеме в эту же прокуратуру. При этом, как правило, и заявителю, и прокурору заведомо известно, какой будет второй, третий и т.д. ответ из одной и той же прокуратуры.

В таком случае человек стоит перед сложной дилеммой: или тратить несколько месяцев на переписку только с одной прокуратурой без ясных перспектив решения свой проблемы в вышестоящей прокуратуре, где не меньшее количество должностных лиц, уполномоченных рассматривать его обращение, или, что называется, плюнуть на это.

Также следует иметь в виду: для того, чтобы твой вопрос рассмотрел по существу, к примеру, не прокурор низовой прокуратуры (районной, субъекта РФ и к ним приравненных, которые нередко располагаются в одних и тех же зданиях с правоохранительными и другими органами исполнительной власти и в отношении которых по обоснованным обращениям граждан они должны принимать меры прокурорского реагирования), а высокопоставленный прокурор Генеральной прокуратуры, могут потребоваться уже не месяцы, а годы.

Итак, обращаясь в прокуратуру, помните - прокурор не отменяет незаконные комиссии, прокурор не вмешивается в договоры, у него совершенно иные полномочия. Обращение в прокуратуру не прерывает сроков исковой давности! Обращаясь в прокуратуру, Вы рискуете тем, что суд Ваше требование оставит без удовлетворения, как тут, например:

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2012 №33-17033/2012

То обстоятельство, что работник обратился в прокуратуру за защитой нарушенного права и ожидал ответ по проведенной проверке, не является уважительной причиной пропуска срока исковой давности для обращения в суд, поскольку данное обращение является альтернативным способом защиты прав, который он и выбрал, при этом возможностью одновременно обратиться с иском в суд не воспользовался.

#5 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 13 января 2013 - 03:37

3. Роскомнадзор


Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) - уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

Изучаем Приказ Минкомсвязи РФ от 08.06.2011 №137
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок"

Личный прием граждан осуществляется руководителем Роскомнадзора, заместителями руководителя Роскомнадзора, начальниками управлений, заместителями начальников управлений и уполномоченными работниками Роскомнадзора по адресу: г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, строение 2, в соответствии с графиком приема, утвержденным руководителем Роскомнадзора.

Личный прием граждан работником отдела документооборота, архива, контроля и работы с обращениями граждан Административного управления Роскомнадзора проводится по графику: понедельник, вторник, среда, четверг - с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; пятница - с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00.

Гражданин может направить в Роскомнадзор:
письменное обращение по почтовому адресу: Китайгородский проезд, д. 7, строение 2, Москва, 109074;
письменное обращение по факсу: (495) 987-68-01;
обращение в форме электронного документа путем заполнения в установленном порядке специальной формы на Портале (в личном кабинете пользователя) или на Сайте (раздел "Обращения граждан"), а также по адресу электронной почты Роскомнадзора: rsoc_in@rsoc.ru.

Обращения, поступившие в Роскомнадзор, рассматриваются в течение 30 (тридцати) дней с даты их регистрации, если не установлен иной, более короткий срок рассмотрения обращения.

В случае направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен уполномоченным должностным лицом Роскомнадзора, но не более чем на 30 (тридцать) дней, при этом гражданину направляется соответствующее уведомление.

Для решения вопроса о продлении срока рассмотрения обращения начальник управления, в котором рассматривается обращение, не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока исполнения поручения представляет уполномоченному должностному лицу Роскомнадзора, принимающему решение о продлении срока рассмотрения обращения, докладную записку с обоснованием необходимости срока продления.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Роскомнадзора, направляется в течение 7 (семи) дней с даты регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Письменное обращение гражданина, составленное в свободной форме, в обязательном порядке должно содержать либо наименования Роскомнадзора, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица. Также гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение гражданина, поступившее в Роскомнадзор в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать наименование Роскомнадзора, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, и суть предложения, заявления, жалобы.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

На личном приеме должностным лицом Роскомнадзора гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и излагает содержание своего устного обращения. Также допускается передача письменного обращения непосредственно на личном приеме.

Внимание! Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления Роскомнадзором государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Ответ на обращение гражданина не дается в следующих случаях:
- в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном действии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
- в обращении обжалуется судебное решение (обращение в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом);
- текст обращения не поддается прочтению (обращение не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 (семи) дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и либо почтовый адрес либо адрес электронной почты поддаются прочтению);
- в обращении гражданина содержится вопрос, на который Роскомнадзором многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства (руководитель Роскомнадзора, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо Роскомнадзора вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение);
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).

В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в Роскомнадзор либо должностному лицу Роскомнадзора.

Направление ответа на обращение


Ответ гражданину подготавливается по результатам рассмотрения его обращения.

Ответы на обращения граждан подписывает заместитель (заместители) руководителя Роскомнадзора в пределах своей компетенции.

Текст ответа должен излагаться четко, последовательно, кратко, исчерпывающе давать пояснения на все поставленные в обращении вопросы. При подтверждении фактов, изложенных в жалобе, в ответе следует указывать, какие меры приняты к виновным должностным лицам.

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется по почтовому или электронному адресу, указанному в обращении.

Если на обращение дается промежуточный ответ, то в тексте указывается срок окончательного ответа.

Действия (бездействие) и решения должностного лица Роскомнадзора, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу Роскомнадзора (руководителю, заместителю руководителя).

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является решение или действие (бездействие) должностного лица Роскомнадзора по обращению гражданина, принятое или осуществленное им в ходе предоставления государственной услуги.

Жалоба (претензия) гражданина на решение или действие (бездействие) должностного лица Роскомнадзора подается в письменной (электронной) форме либо в ходе личного приема руководителя (заместителя руководителя) в устной форме.

Образцы документов и пример жалобы в этой теме: http://forum.fort-us...-агентство-эос/ (сообщение №12). Как видите, банк может быть привлечен к административной ответственности. Соответствующие материалы РКН направляет в прокуратуру.

Вопросы, связанные с отзывом согласия на обработку персональных данных, рассмотрены тут.

Как правильно составить жалобу, и на что в ней ссылаться, указано в этой теме.

Судебную практику, касающуюся незаконной обработки персональных данных, изучайте здесь.

#6 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 13 января 2013 - 04:33

4. Роспотребнадзор


Согласно пп. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Полномочия РПН по указанному Положению читаем тут:

Spoiler

Таким образом, поводов жаловаться в РПН бесконечно много - некачественные товары и услуги, нарушение прав потребителей, начиная от отсутствия информации о времени работы магазина и заканчивая испорченной колбасой, нарушение санитарно-эпидемиологических требований, и прочее, и прочее.

В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан является основанием для проведения внеплановой проверки.

Изучаем Приказ Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1641н
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок".

Сведения о месте нахождения территориальных органов Роспотребнадзора, почтовых адресах для направления обращений, о телефонных номерах и адресах электронной почты для направления обращений, помимо информационных стендов, размещены на сайте Роспотребнадзора в сети Интернет: http://rospotrebnadzor.ru и в приложении №1 к указанному Административному регламенту.

Самостоятельная передача заявителями письменных обращений, направление по почте или курьером, осуществляется по адресу:
г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7;
График работы:
понедельник, вторник, среда, четверг - с 9.00 до 18.00;
пятница   - с 9.00 до 16.45;
обеденный перерыв - с 12.00 до 12.45.

Предоставление информации по вопросам регистрации письменных обращений заявителей осуществляется:
понедельник, вторник, среда, четверг - с 13.00 до 17.00;
пятница   - с 12.45 до 16.00.

Интернет-обращения направляются путем заполнения специальной формы на официальном сайте Роспотребнадзора http://rospotrebnadzor.ru или сайтах территориальных органов Роспотребнадзора, либо на Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Обращения в форме электронного документа направляются по адресу электронной почты Роспотребнадзора depart@gsen.ru или электронной почты территориального органа.

Факсимильное письменное обращение направляется по номеру:
(499) 973-26-43.

Информация о приеме граждан размещается на информационных стендах Роспотребнадзора и информационных стендах территориальных органов Роспотребнадзора, а также на официальном сайте Роспотребнадзора и сайтах территориальных органов Роспотребнадзора.

О работе с письменными обращениями граждан в РПН читаем тут:

Spoiler

Относительно широко известного баттла Онищенко Vs коллекторы. Никакого практического смысла обращаться в РПН по данному поводу нет, ибо жалоба все равно будет направлена в полицию. Не проще сразу по назначению обратиться? Желаете использовать РПН в качестве курьера? дело Ваше. "Авторитетное" мнение Геннадия Григорьевича о коллекторской деятельности под спойлером.

Spoiler

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

-  привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций и др.

Также внимательно изучаем Письмо Роспотребнадзора от 23.07.2012 №01/8179-12-32
"О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Spoiler

Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 Постановления от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" отметил, что граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Следовательно, бездействие должностных лиц Роспотребнадзора в данном случае может быть оспорено в суде.

Образец жалобы в РПН смотрим тут.

#7 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 13 января 2013 - 05:15

5. Федеральная антимонопольная служба (ФАС)


В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере защиты конкуренции, в том числе при рекламе. Служба осуществляет следующие значимые для потребительского кредитования полномочия:

1) по согласованию с Банком России разрабатывает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;

2) по согласованию с Банком России устанавливает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации.

Кроме того, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, а также выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях (ст. 23 Закона о защите конкуренции). ФАС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, организует прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Нас интересует прежде всего Решение Президиума ФАС России от 05.09.2012 по делу N 8-26/4 "О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков" .

В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Договор страхования, по условиям которого одна сторона (страховая организация) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (кредитной организацией), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью застрахованного лица (заемщика данной кредитной организации), является договором личного страхования. По договоренности стороны могут назвать такой договор страхования договором страхования жизни и здоровья заемщиков, договором коллективного страхования заемщиков, договором группового страхования заемщиков или иным образом.

На практике такие договоры заключаются при получении банковского кредита заемщиком между аккредитованной страховой организацией и банком. Механизмы реализации этого положения в кредитном договоре могут иметь некоторые различия. Как вариант широко распространена практика, когда в кредитный договор включается дополнительное условие на оплату комиссии за подключение к программе страхования, включающей компенсацию банку расходов на оплату страховых премий страховщику за весь срок кредитования, с включением суммы оплаты в сумму выдаваемого кредита.

Согласно п. 2 ст. 934 ГК РФ договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица - по иску его наследников. Соответственно, договор коллективного страхования заемщиков в пользу кредитной организации (страхователя, не являющегося застрахованным лицом) может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица (заемщика).

Вот именно по данному вопросу и возникают разногласия между потенциальным заемщиком и кредитной организацией: одобрение кредита напрямую зависит от согласия клиента подписать договор коллективного страхования заемщиков. Понятно, что такая ситуация, а именно предоставление кредита при условии обязательного оказания страхования, ущемляет права потребителя (заемщика) и не соответствует требованиям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Как отмечает ФАС, клиенты в этом случае могут жаловаться в Роспотребнадзор.
Представители ФАС ответили на вопрос, может ли клиент в данном случае сам выбрать страховую компанию. Поскольку страхователем по договору коллективного страхования заемщиков является именно кредитная организация, право выбора страховой организации для заключения такого договора принадлежит именно кредитной организации, а не заемщику. Обязанность кредитной организации заключать договоры коллективного страхования заемщиков с несколькими страховыми организациями отсутствует. Следовательно, кредитная организация имеет право предлагать заемщику быть застрахованным только в одной страховой организации.

Важным моментом являются доказательства совершения кредитной организацией указанных нарушений.

Такими обстоятельствами, по мнению представителей ФАС, могут быть:
- включение в документы, подписываемые заемщиком при получении кредита, указания на согласие заемщика быть застрахованным по договору коллективного страхования заемщиков без одновременного письменного указания на возможность не давать такого согласия;
- переписка между сотрудниками кредитной организации, из которой следует, что кредитная организация навязывает заемщикам подключение к программе коллективного страхования;
- задокументированные устные разъяснения, в том числе по телефону, сотрудников кредитной организации, из которых следует, что кредитная организация навязывает заемщикам подключение к программе коллективного страхования;
- отказ кредитной организации снизить процентную ставку по кредиту до уровня, на который заемщик мог бы рассчитывать в соответствии с объявленными условиями снижения процентной ставки по кредиту в случае его согласия быть застрахованным по договору коллективного страхования, при предъявлении заемщиком страхового полиса, подписанного выбранной заемщиком страховой организацией и предусматривающего страхование рисков, необходимое для снижения процентной ставки по кредиту.

В то же время не могут являться единственным доказательством совершения кредитной организацией рассматриваемых действий (бездействия) следующие обстоятельства:
- статистика выданных кредитов, из которой следует, что имеют место случаи выдачи кредитов без подключения к программе коллективного страхования заемщиков;
- статистика отказов в выдаче кредита, из которой следует, что кредитная организация может отказать в выдаче кредита даже при наличии согласия лица быть застрахованным по договору коллективного страхования заемщиков;
- наличие различных бонусных программ кредитной и (или) страховой организации, стимулирующих сотрудников кредитной организации к получению согласия заемщиков на подключение к программе коллективного страхования.

Навязывание подключения к программе коллективного страхования может быть квалифицировано в качестве нарушения пп. 3 и 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), при этом возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении доминирующей на рынке кредитной организации невозможно без выдачи предупреждения, предусмотренного ст. 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ. При отсутствии доминирующего положения кредитной организации подобные действия могут быть квалифицированы в качестве нарушения антимонопольного законодательства исключительно в том случае, если они являются результатом соглашения между кредитной и страховой организациями.

В связи с тем что кредитная и страховая организации не являются конкурентами, к соглашениям данных хозяйствующих субъектов невозможно применение п. 1 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ, а их согласованные действия не могут быть квалифицированы в качестве нарушения ст. 11.1 Федерального закона N 135-ФЗ.

Соглашение между кредитной и страховой организациями, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, может быть признано допустимым и не нарушающим п. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ только при условии, что оно соответствует критериям допустимости, предусмотренным п. 1 ст. 13 Федерального закона N 135-ФЗ.

Представители ФАС приходят к выводу, что при отсутствии в тексте договора коллективного страхования заемщиков прямого волеизъявления сторон (кредитной и страховой организаций) на навязывание или иную форму понуждения заемщиков к выражению согласия быть застрахованными по такому договору договор коллективного страхования не может быть признан соглашением, которое приводит к навязыванию заемщикам подключения к программе коллективного страхования.

При этом не могут быть признаны в качестве доказательства наличия договоренности о подобном навязывании следующие обстоятельства:
- отсутствие в договоре коллективного страхования заемщиков положения, что банк обязуется не обусловливать выдачу кредита согласием заемщика быть застрахованным по такому договору;
- если кредитная и страховая организации согласовали в договоре форму документа, в котором заемщик выражает письменное согласие быть застрахованным, отсутствие в такой форме указания на право заемщика отказаться от подключения к программе страхования или не выражать согласие быть застрахованным.

В то же время, по мнению ФАС, наличие в тексте договора коллективного страхования заемщиков положений, что подключение к программе коллективного страхования осуществляется исключительно добровольно и заемщик имеет право не давать свое согласие быть застрахованным, также не исключает возможности того, что между кредитной и страховой организациями может быть достигнута договоренность в устной форме о понуждении заемщиков к выражению согласия быть застрахованными по такому договору. В этом случае надо подтвердить данную устную договоренность.

В качестве такого доказательства, по мнению ФАС, может выступать, в частности, письменная и электронная переписка между кредитной и страховой организациями. При этом не могут являться прямым доказательством устной договоренности между этими организациями следующие обстоятельства:
- статистика выданных кредитов, из которой следует, что имеют место случаи выдачи кредитов без подключения к программе страхования коллективного страхования заемщиков;
- статистика отказов в выдаче кредита, из которой следует, что кредитная организация может отказать в выдаче кредита даже при наличии согласия лица быть застрахованным по договору коллективного страхования заемщиков;
- наличие различных бонусных программ кредитной и (или) страховой организаций, стимулирующих сотрудников кредитной организации к получению согласия заемщиков на подключение к программе коллективного страхования;
- переписка между сотрудниками кредитной организации, из которой следует, что кредитная организация навязывает заемщикам подключение к программе коллективного страхования;
- задокументированные устные разъяснения, в том числе по телефону, сотрудников кредитной организации, из которых следует, что кредитная организация навязывает заемщикам подключение к программе коллективного страхования.

При наличии у ФАС документов, свидетельствующих об устной договоренности между кредитной и страховой организациями о понуждении заемщиков к выражению согласия быть застрахованными по такому договору, такая договоренность должна быть квалифицирована в качестве антиконкурентного соглашения, запрещенного п. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ. При этом такое соглашение не может быть признано допустимым по п. 1 ст. 13 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку страховые компании, не заключившие коллективных договоров страхования заемщиков, отстранены от участия в страховании.

Изложенные выводы о квалификации действий кредитных и страховых организаций были сделаны ФАС и, по ее мнению, они распространяются не только на договоры коллективного страхования заемщиков, но и на иные договоры между кредитной и страховой организациями, определяющие порядок организации страхования жизни и здоровья заемщиков и иные условия взаимодействия сторон в рамках подключения к программе коллективного страхования заемщиков, то есть определяющие порядок заключения договоров коллективного страхования в будущем.

Банки, не согласные с мнением Роспотребнадзора, который при проведении проверок соблюдения кредитными организациями законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании банковских услуг накладывает штрафы в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ, обращаются в суд. При этом, например, банкам выдаются еще и предписания об исключении из типовых кредитных договоров с заемщиками условий, ущемляющих права потребителя, о включении в сумму потребительского кредита суммы на оплату комиссии за подключение к программе страхования, включающую компенсацию банку расходов на оплату страховых премий страховщику.
Суды, проанализировав действующее законодательство, приходят к выводу, что нормами гл. 48 ГК РФ, иными федеральными законами не предусмотрена обязанность заемщиков страховать жизнь, здоровье или имущество при заключении кредитного договора. С учетом фактических обстоятельств рассматриваемых дел суды приходят к выводу, что со стороны банков имеет место навязывание услуги страхования при выдаче кредита. Соответственно, суды поддерживают решения Роспотребнадзора, который обоснованно расценивает условие договора о включении в сумму потребительского кредита суммы на оплату комиссии за подключение к программе страхования, включающей компенсацию банку расходов на оплату страховых премий страховщику, как противоречащее гражданскому законодательству и ущемляющее права потребителя. Что касается вынесенных предписаний об исключении подобных пунктов кредитного договора из типовых форм, суды считают, что такие предписания не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы банков в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
К данным выводам пришли судьи в следующих Постановлениях:
- Постановлении ФАС ВСО от 03.02.2011 N А33-7434/2010;
- Постановлении ФАС ВВО от 05.04.2012 N А43-12748/2011;
- Постановлении Девятого ААС от 11.04.2012 N 09АП-90/2012 (решение поддержано ВАС в Определении от 06.06.2012 N ВАС-6896/12).

Позиция ФАС относительно нарушения антимонопольного законодательства при подключении заемщика к программе коллективного страхования тут:

Spoiler


#8 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 13 января 2013 - 09:46

6. Суд


Ч. 1 ст. 46 Конституции РФ закрепляет обязанность государства обеспечивать полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Данная обязанность вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности, закрепленных в ст. ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также в п. 2 и подп. "а" п. 3 ст. 2 Международного пакта "О гражданских и политических правах".

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты "нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов...".

Судебную защиту можно определить как гарантированную Конституцией Российской Федерации и процессуальным законодательством охрану прав каждого субъекта через возможность рассмотрения его дела независимым и беспристрастным судом. Право на судебную защиту включает в себя комплекс правомочий, а именно права:

1) на обращение к суду (возбуждение дела);
2) объективное и справедливое отношение суда и вынесение законного и обоснованного решения;
3) исполнение судебного решения.

Без принудительного исполнения нарушенное субъективное право (или интерес), установленное вступившим в законную силу судебным актом, фактически остается незащищенным.

Право на судебную защиту является единым понятием, имеющим два аспекта: право на восстановление нарушенных прав, право на возмещение ущерба, т.е. право на удовлетворение материального требования (материальный аспект права на судебную защиту), и право на обращение в судебные органы, т.е. право на судебное разбирательство заявленного требования (процессуальный аспект права на судебную защиту).

Реализация права на судебную защиту как со стороны кредитора, так и со стороны заемщика в отношениях по потребительскому кредитованию предполагает использование своих прав в равной мере. Так, при нарушении заемщиком-потребителем своих обязательств перед кредитором - кредитной организацией, в том числе при нарушении сроков выплаты как основного долга по предоставленному кредиту, так и процентов по нему, невыплата кредита, предоставление заведомо недостоверной информации кредитору и т.д., последний вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Для того чтобы уяснить, следует ли обращаться в суд, и в какой именно суд следует обращаться, надо ответить на следующие вопросы:

- имеется ли спор о праве вообще;
- связан спор с предпринимательской деятельностью или нет;
- кто участвует в споре;
- имеется ли договор;
- если речь идет о правовом акте, то является он нормативным или ненормативным.

Есть ли спор о праве? От этого зависит, следует ли вообще идти в суд или есть иная альтернатива. Суды также рассматривают дела бесспорного характера - такие, как дела особого производства или об установлении усыновления ребенка. Однако если нет спора между супругами, желающими развестись и не имеющими детей, то расторжение брака регистрирует загс. В суд идти незачем. Бесспорные факты может подтвердить нотариус, который, например, вправе удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа (п. 2 ст. 100 СК РФ).

Связан ли спор с предпринимательской деятельностью? Суды общей юрисдикции не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ). Спор носит экономический характер, если он возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием:
- граждан;
- организаций;
- органов государственной власти;
- органов местного самоуправления;
- должностных лиц;
- иностранных лиц;
- международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из:
- гражданских;
- семейных;
- трудовых;
- жилищных;
- земельных;
- экологических;
- иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономического характера (изъятия могут быть установлены федеральным законом).

Также суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела:
- разрешаемые в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК РФ);
- возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ);
- особого производства (ст. 262 ГПК РФ);
- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ);
- об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46, 47 ГПК РФ).

СтОит ли привлекать юриста для защиты Ваших прав в суде - читайте здесь.

Если по каким-либо причинам приходится заниматься юридическим самолечением, в этой теме указано, каким требованиям должен соответствовать иск в суд.

#9 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 13 января 2013 - 16:29

7. Обращение к продавцу, производителю (исполнителю)


1. Если хотите взыскать с продавца (исполнителя) и т.п. штраф за отказ добровольно удовлетворить требование потребителя по ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", необходимо обязательно обращаться с претензией! При этом доказательства вручения претензии - Ваша головная боль. Лучше отправлять заказным письмом с уведомлением и описью.

Претензия пишется в свободной форме, не делайте из нее инвентаризационную ведомость, главное - четко сформулируйте свои требования.

Вот образец:

Spoiler

2. Относительно банков. Многие вопросы решаются оперативно посредством отзыва в Народном рейтинге на сайте банки.ру. На этом же сайте можно задать вопрос представителю банка и оперативно получить ответ. Также в ряде случаев бывает эффективным обращение с жалобой в ЦБ РФ.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Наш сайт не является правовым ресурсом.

Информация, размещенная на нашем сайте, предназначена только для ознакомления и некоммерческого использования.

Администрация ресурса не несет ответственности за использование материалов в судах и иных инстанциях, а также за результат при использовании материалов данного ресурса.
Воспроизведение любых материалов (целиком или частями), опубликованных на сайте, может производиться только по разрешению администрации сайта.
При использовании материалов сайта ссылка на него является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ!

Форт-Юст © 2012-2017

Яндекс.Метрика