ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. по делу N А40-50205/11-149-255
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 февраля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен: 08 февраля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: М.Р. Агапова, В.А. Долгашевой
при участии в заседании:
от заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование" (г. Москва, ОГРН 1027739506233): Никитина Радмила Борисовна, - доверенность от 06.06.2011 N 2011-013;
от заинтересованного лица - Федеральная антимонопольная служба (г. Москва, ОГРН 1047796269663): Баскакова Дарья Юрьевна, - доверенность от 22.11.2011 N ИА/43161; Акимова Ирина Владимировна, - доверенность от 16.01.2012 N ИА/588,
рассмотрев 07 февраля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование" (заявитель)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 10 октября 2011 года,
принятое судьей М.М. Кузиным,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 05 декабря 2011 года,
принятое судьями Д.Е. Лепихиным, Б.С. Векличем, Н.Н. Кольцовой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование"
о признании незаконными постановления Федеральной антимонопольной службы от 12.04.2011 N 1 14.32/484-10, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решения того же антимонопольного органа от 27.04.2011 N 1 14.32/129-11-ж,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 12.04.2011 N 1 14.32/484-10, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), решения того же антимонопольного органа от 27.04.2011 N 1 14.32/129-11-ж.
Решением от 10.10.2011 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 10.10.2011, постановления от 05.12.2011 в кассационной жалобе общества основаны на том, что нормы материального права, нормы процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом применены неправильно. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражала против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность обжалуемых решения, постановления.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 07.02.2012 в 14 часов, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель ФАС России объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность и обоснованность постановления ФАС России от 12.04.2011 по делу об административном правонарушении N 1 14.32/484-10, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.32 КоАП за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, а также законность решения того же антимонопольного органа от 27.04.2011 N 1 14.32/129-11-ж, которым размер наложенного на общество административного штрафа снижен до 36 828 070 рублей.
Общество, как установлено при производстве по делу об административном правонарушении, решением антимонопольного органа от 13.08.2010, принятым по делу N 1 11/191-09, совместно с ЗАО "КРК", КБ "КРК" (ОАО), ООО "СГ "Адмирал", признано нарушившим положения пунктов 1, 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении соглашений, которые могли привести к установлению и поддержанию цен (тарифов) по страхованию транспортных средств, являющихся предметом залога ЗАО "КРК" и КБ "КРК" (ОАО), а также в навязывании клиентам ЗАО "КРК" и заемщикам КБ "КРК" (ОАО) невыгодных условий договора страхования в части установления фиксированного размера страховой премии на второй и последующие годы страхования транспортного средства. Названное решение вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-140303/10-139-899 Арбитражного суда города Москвы признано соответствующим закону.
Суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о том, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.32 КоАП, у антимонопольного органа имелись, а решение от 27.04.2011 N 1 14.32/129-11-ж, принятое по результатам рассмотрения жалобы, поданной обществом на упомянутое постановление, соответствует закону.
Законность решения от 10.10.2011, постановления от 05.12.2011 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы.
Суд первой инстанции, апелляционный суд, применив положения части 1 статьи 14.32 КоАП в совокупности с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которым запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, пункта 5 той же нормы материального права, в соответствии с которыми запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования), исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, другие доказательства, имеющие значение для дела, пришли к выводу о доказанности ФАС России при производстве по делу об административном правонарушении факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административной правонарушении, как установлено судами, соблюден, что обществом не оспаривается.
При принятии решения, постановления суды, применив положения части 1, части 6 статьи 4.5 КоАП, исходили из того, что оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП: нарушения антимонопольного законодательства, допущенные обществом, являются длящимися; антиконкурентные соглашения, как установлено по делу N А40-140303/10-139-899 Арбитражного суда города Москвы, продолжали действовать и на момент возбуждения ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства. Факт нарушения обществом антимонопольного законодательства установлен принятым по делу о нарушении антимонопольного законодательства решением от 13.08.2010. Оспариваемое постановление вынесено 12.04.2011. Довод общества о незаконности оспариваемого постановления, в том числе, по мотиву не установления границ товарного рынка, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, апелляционном суде не нашел своего подтверждения.
Суд первой инстанции, апелляционный суд, проверив довод общества о неправильном определении антимонопольным органом размера выручки, отклонили его, исходя из следующего. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) согласно примечанию к статье 14.31 КоАП в целях применения главы 14 КоАП понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае сумма штрафа в размере 36 828 070 рублей (с учетом решения от 27.04.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1 14.32/129-11) определена антимонопольным органом, как один процент от выручки, с учетом данных, переданных обществом в Федеральную службу страхового надзора (далее - Росстрахнадзор), которые согласно пункту 1 Положения об этой федеральной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2044 N 330, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (в редакции, действующей на момент предоставления обществом в информации о выручке). Согласно пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики составляют: статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора; бухгалтерскую (финансовую) отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2009 N 28н утверждены форма статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации", Порядок ее составления и представления. В соответствии с пунктом 2 названного Порядка страховые организации представляют форму N 1-С в Росстрахнадзор и ее территориальные органы. Данные, представляемые страховщиками по форме N 1-С, размещаются Росстрахнадзором на своем официальном сайте в сети Интернет в разделе "статистика". Сведения о страховых премиях по субъектам Российской Федерации по видам страхования в разрезе страховых организаций за 2009 год представлены в таблице N 11, в том числе о страховых премиях общества, полученных в субъектах Российской Федерации по видам страхования. В столбце 14 представлены сведения, относящиеся к страхованию наземного транспорта (за исключением железнодорожного). При расчете административного штрафа антимонопольным органом использованы данные из столбца N 14 таблицы N 11, то есть сведения, представленные в Росстрахнадзор обществом. Размещение на официальном сайте Росстрахнадзора представленной обществом информации о размере выручки, свидетельствует о достоверности информации. Доказательств, свидетельствующих о том, что размер выручки, взятый антимонопольным органом за основу для исчисления размера административного штрафа, не соответствует выручке, определенной в соответствии с упомянутыми статьями Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено. Не представлен обществом и контррасчет размера штрафа.
Отклоняя довод общества о том, что в данном случае в целях исчисления штрафа подлежала учету выручка за 2008 год, суды, сославшись на положения пункта 3 части 1, части 4 статьи 3.5 КоАП, исходили из того, что в целях исчисления административного штрафа принимается выручка за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. То обстоятельство, что действия общества, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП, установлено ФАС России решением от 13.08.2010, принятым по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Следовательно, определение размера штрафа, исходя из размера выручки общества за 2009, то есть год, предшествующий вынесению решения, правомерно.
Отклоняя довод общества о том, что совершенное административное правонарушение в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП является малозначительным, суды, применив положения названной нормы материального права, сославшись на положения пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", исходили из того, что административное правонарушение, совершение которого вменено обществу, посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере организационных и правовых основ защиты конкуренции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву несостоятельности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2011 года по делу N А40-50205/11-149-255 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Группа Ренессанс Страхование" - без удовлетворения.
Председательствующий-судья
М.В.БОРЗЫКИН
судья
М.Р.АГАПОВ
судья
В.А.ДОЛГАШЕВА