Перейти к содержимому


Разговоры о бизнесе, будущем или настоящем


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 121

#121 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 21 мая 2013 - 18:49

Высший арбитражный суд опубликовал проект постановления «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», который направлен на борьбу с компаниями-однодневками. Попробуем разобраться, изменит ли принятие этого документа ситуацию с такими компаниями.

Прежде чем бороться с каким-либо явлением, нужно как минимум попытаться понять его сущность и причины, вызвавшие его появление, поскольку борьба с причиной не в пример эффективнее борьбы со следствием.

Однодневка по сути своей — это дешевый инструмент, рассчитанный на однократное и краткосрочное использование в противоправных сферах. Однодневки используются главным образом для обналичивания денег и уклонения от уплаты налогов.

В общем, явление старо как мир, успешно существует уже не один десяток лет и на всем протяжении своего существования создает государству колоссальные проблемы: в результате использования схем с однодневками суммы неуплаченных налогов исчисляются миллиардами, обналичка вводит в теневой оборот суммы, сопоставимые по размерам с налоговыми потерями. Почему же государство до сих пор это явление не искоренило?

Для достижения любой цели нужны всего две вещи — желание и возможности. В отсутствие последних у такого субъекта, как государство, верится как-то слабо. А вот как быть с желанием? Хочет ли государство уничтожить однодневки? Вопрос, казалось бы, риторический. Но не стоит торопиться с ответом. Что мы понимаем под государством? Определений этого социального института существует масса, но для каждого из нас оно персонифицируется в тех конкретных людях, с которыми нам приходится иметь дело вcякий раз, когда мы что-то хотим от этого государства (оформление какой-нибудь бумажки — справки, разрешения, — обращение за защитой в полицию, суд). И эти представители государства именуются чиновниками, с которыми неразрывно связано такое понятие, как взяточничество (напомним, что это преступление с так называемым специальным субъектным составом — взяткополучателем может быть только чиновник).

Взяточничество родилось не сегодня и не вчера, оно возникло одновременно с государством, и до сих пор еще ни одному государству мира не удалось искоренить его полностью. Форм взяток существует бесчисленное множество, но с точки зрения размера королевой взяток в сегодняшних российских реалиях следует считать такую ее разновидность, как откат. Именно откат стал нормой российского бизнеса, особенно в сферах энергетики, ресурсодобычи и строительства. Это явление стало настолько обыденным, что иногда кажется: пройдет еще немного времени, его и преступным считать перестанут. Но сам откат нужно как-то организовать. И вот тут никак без однодневок не обойтись. Именно через них будет пропущена сумма этого отката, а также суммы, необходимые для смазки иных скрипучих колес государственной машины.

Реальное положение дел таково, что на сегодняшний день практически ни один предприниматель не в состоянии обойтись без использования однодневок: или давай откат, или уходи с рынка. Третьего не дано. Ситуация иногда доходит до абсурда: отдельные сотрудники правоохранительных органов давали указание предпринимателям, которых они «курировали», работать только через конкретные, «безопасные» однодневки, которые контролировались этими же сотрудниками, получавшими к тому же дополнительный процент за обналичку через эти компании.

Утверждение «чиновники против коррупции» равносильно утверждению «пчелы против меда». Нет однодневок — нет откатов. А без откатов нынешнюю российскую экономику, боюсь, разобьет паралич: работу по-другому слишком многие себе уже просто не представляют. Для чиновника уничтожать однодневки все равно что рубить сук, на котором он сидит.

Но если бы дело было только в одних чиновниках, это было бы только полбеды. Поскольку откат стал нормой жизни, уже многие предприниматели, освоив эту схему, привыкли к ней и просто разучились честно бороться за клиента. Зачем снижать цену или повышать качество, когда можно прекрасно существовать, делясь с нужными людьми? Это гораздо проще, быстрее и, самое главное, эффективнее. Здесь мы наблюдаем сращивание интересов двух значимых социальных групп — чиновников и предпринимателей. И это сращивание не менее опасно для общества, чем сращивание власти и криминала.

Можно принять какое угодно количество новых нормативных актов, направленных на борьбу с однодневками, но этот путь тупиковый, ибо все это борьба со следствием. Бороться нужно с причиной — как раковая опухоль, поразившей экономику страны коррупцией, неотъемлемой частью которой является система откатов. Все дело в желании. Вспомним ситуацию с однодневками в налоговой сфере до дела Ходорковского. Тогда их для «оптимизации налогообложения» не использовал только ленивый. Но стоило судам проявить политическую волю и начать претворять в жизнь принцип неотвратимости наказания за использование однодневок в налоговой сфере (даже допуская некоторые перегибы), как количество желающих применить столь любимый ранее инструмент налоговой оптимизации стало стремительно уменьшаться. Наивно утверждать, что однодневки для налоговых целей использоваться перестали совсем, но то, что масштабы их использования резко сократились, подтвердит любой практикующий в данной сфере юрист. И заметим, для этого не потребовалось принимать никаких дополнительных нормативных актов — вполне обошлись тем, что было.

В общем, можем, если хотим. Осталось только захотеть.

http://www.rbcdaily....562949987018962

#122 Иринка42

Иринка42

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 10 782 сообщений

Отправлено 21 мая 2013 - 19:07

В результате двукратного повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей закрылось более 300 тыс. предприятий, что снижает ежегодный рост ВВП на 0,7%, а итоговый эффект для бюджета страны практически нулевой. И это не предел, это — тенденция. А помимо экономической неэффективности повышение страховых взносов несет социальные и ценностные последствия: рост социального недовольства, потерю доверия к власти, рост иждивенческих настроений, десоциализацию людей. Что особенно ощутимо в регионах.

Для возврата на исходную точку нужно предоставить грант в размере до 100 тыс. руб. каждому из вновь зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей. И это вписывается в программу поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономики, в которой заложено 20 млрд руб. — вполне достаточная сумма, чтобы выплатить такую «компенсацию». Тогда появится надежда на возвращение этих 300 тыс. закрывшихся предприятий из «серой» зоны и зоны иждивенчества в активную цивилизованную экономическую деятельность.

И конечно, фундаментальная первопричина увеличения выплат для предпринимателей — это проблемы в пенсионной системе. С одной стороны, в России соотношение работающих и пенсионеров лучше, чем в развитых странах, — соответственно 86 млн и 32 млн человек. Очень высока ставка страховых взносов для предприятий — 30% (по оценке Всемирного банка, Россия занимает 158-е место в мире по уровню фискальной нагрузки). А с другой стороны, дефицит пенсионной системы в 1 трлн руб., который к 2015 году достигнет размера 1,2 трлн. Много работающих, значительные отчисления — и такая дыра в Пенсионном фонде. Никакой логики.
Сегодня наша пенсионная система оказывает самое большое давление на экономическое развитие страны и становится для нее доминирующим тормозом.

Недавно обнародованные вице-премьером Ольгой Голодец цифры занятых в «сером» секторе российской экономики подтверждают актуальность и глубину проблемы пенсий. Около 15—20 млн трудоспособных граждан не платят никаких социальных отчислений. Но к этому стоит добавить, что, по оценке Всемирного банка, объем теневого сектора в российской экономике составляет более 40% ВВП.

Естественно, эти цифры взаимосвязаны. И в результате мы имеем глобальную системную проблему: как экономическую, так и социальную. И порождена она серьезным глубоким кризисом нашей пенсионной системы.

Решение отказаться от единого социального налога, принятое в 2010 году, было неверным. Социальные взносы, пришедшие на смену ЕСН, предполагают для формирования Пенсионного фонда фискальную нагрузку только на заработную плату. А в ситуации, когда у нас десятки миллионов людей находятся в «серой» зоне и 40% ВВП в тени, первоочередной задачей являются детенизация экономики и легализация труда, и только после этого можно ставить вопрос об индивидуализации пенсионной системы и переходу к страховым принципам.

В результате этой крайне несвоевременной реформы 2010 года мы имеем парадоксальную ситуацию, о которой я говорил выше: у нас очень высокие страховые взносы, относительно хорошая демографическая структура — и при этом огромный дефицит Пенсионного фонда, который и дальше будет нарастать.

Ставка и в 40%, и в 50% не решит этой проблемы. Никто не будет платить такие высокие страховые взносы, но даже их оказывается недостаточно, чтобы залатать дыру в Пенсионном фонде. Как только мы вернемся от взноса к налогу — мы сможем платить пенсии не за счет фискальной нагрузки на заработную плату, а за счет иных источников. И в этом суть дела, корень проблемы. А ситуация с индивидуальными предпринимателями — это лишь вершина айсберга, которая обнажает эту проблему.

Нам же предлагается пенсионная реформа, в которой будущая пенсия будет формироваться не в денежном отношении, а в баллах. Дальше эти баллы будут конвертироваться в деньги. И сколько на этот балл придется рублей, никто не знает. Государство и Пенсионный фонд решают свои проблемы, а не проблемы людей. Доверие такая система не вызовет. Платим-то мы государству рубли, а не какие-то абстрактные баллы.

Где выход? Мы, «Деловая Россия», предлагаем разделить всех пенсионеров на «советских» (до 1967 года рождения) и «российских». Для «советских» пенсионеров сформировать фонд старших поколений из бюджетных средств и платить достойную пенсию. Для «российских» — создать нормальную страховую систему и снизить страховые ставки до 20%.

Чтобы сформировать фонд старших поколений, потребуются бюджетные средства в объеме 7% ВВП ежегодно — это около 4,5 трлн руб. в год с постепенным уменьшением суммы практически до нуля к 2050 году. Источники для формирования фонда старшего поколения в стране есть. Это прежде всего приватизация. По оценке министра экономического развития Андрея Белоусова, стоимость госимущества минимум 100 трлн руб. Плюс дополнительные источники: повышение налога на табак, акциза на алкоголь, НДПИ на газ и другие.

Все это мы не раз считали и с Центром макроэкономического анализа краткосрочного прогнозирования, и с Институтом проблем экономики переходного периода, и с различными экспертными центрами, которым мы доверяем. Так что источников для формирования фонда старшего поколения более чем достаточно.

Решать проблему нужно сегодня. Потому что пространство для маневра сужается. Необходимо дать возможность развиваться предпринимательству и дышать экономике. Иначе мы можем попасть в пенсионный тупик. И тогда решить проблему можно будет только повышением пенсионного возраста.

http://www.rbcdaily....562949986647089




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Наш сайт не является правовым ресурсом.

Информация, размещенная на нашем сайте, предназначена только для ознакомления и некоммерческого использования.

Администрация ресурса не несет ответственности за использование материалов в судах и иных инстанциях, а также за результат при использовании материалов данного ресурса.
Воспроизведение любых материалов (целиком или частями), опубликованных на сайте, может производиться только по разрешению администрации сайта.
При использовании материалов сайта ссылка на него является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ!

Форт-Юст © 2012-2017

Яндекс.Метрика